УВАЖАЕМЫЕ РАБОТОДАТЕЛИ!

Государственная инспекция по труду информирует об ответственности работодателя за непроведение оценки рисков.

За непроведение оценки рисков могут выдать предупреждение или наложить штраф по части 1 статьи 5.27.1 КоАП.

Сумма штрафа составит:

  • для должностных лиц – от 2000 до 5000 руб.;
  • для ИП – от 2000 до 5000 руб.;
  • для юрлиц – от 50 000 до 80 000 руб.

Зачем проводить оценку профессиональных рисков

Каждый работодатель вне зависимости от формы собственности, размера предприятия и вида экономической деятельности должен провести процедуру оценки и управления профессиональными рисками.

Поскольку работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда, а оценка рисков – один из основных элементов системы. Это указано в статьях 209 и 212 ТК РФ и пунктах 29, 33–39 типового положения о СУОТ, утвержденного приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н (далее – Положение).

Следовательно, данная процедура является обязательной к исполнению.

Кроме того, оценка рисков помогает снизить риск возникновения несчастных случаев и профзаболеваний на конкретном рабочем месте и выявить, какие меры по обеспечению безопасности на предприятии необходимо принимать в первую очередь.

Также, оценка рисков помогает повысить мотивацию работников соблюдать требования охраны труда, социальную защищенность работников и квалификацию персонала, а также обеспечить экологическую безопасность производства.

При внеплановых проверках и расследованиях несчастных случаев инспекторы ГИТ будут оценивать эффективность внедренной в организации системы управления охраной труда, в том числе и процедуру управления рисками.

Какие должны быть документы по оценке рисков

Пропишите регламент процедуры оценки рисков в положении организации о СУОТ. Это указано в Положении.

После выявления опасностей сформируйте реестр опасностей. Это указано в пункте 34 Положения. В этот документ внесите информацию о возможных опасностях на рабочем месте, вероятность их возникновения и меры, принятые для уменьшения опасностей.

Опасности укажите в порядке уменьшения уровня риска (п. 36 Положения).

Составьте план мероприятий по корректировке рисков, в нем укажите меры, которые должны быть приняты для устранения или уменьшения рисков, укажите ответственного за каждый конкретный пункт плана, сроки его выполнения, при необходимости – источники финансирования.

Кроме того, результаты проведения оценки рисков и всех его промежуточных и итоговых процедур укажите в отчете о профрисках.

Прямого указания на необходимость наличия плана мероприятий и отчета о профрисках нет, но пункт 38 Положения указывает на то, что процедура оценки рисков в организации должна быть прописана.

Как провести оценку рисков

Процесс управления рисками состоит из трех этапов:

  • идентификация (выявление) опасностей;
  • оценка уровней рисков;
  • разработка мероприятий по снижению либо контролю уровней рисков.